Scrum — это способ организации рабочего процесса, где проект выполняют небольшими частями, каждую из которых завершают за короткую итерацию — операцию, которая повторяется до получения результата. В нашей компании он внедрён с помощью фреймворка для Битрикс24.
Чаще всего скрам-методику использует команда разработчиков: непродолжительные спринты удобны при создании продукта. Однако, принципы этой методологии можно применять к любой команде.
Расскажем подробнее о нашем опыте.
Как разработчики используют Битрикс24.Скрам
Фреймворк для Битрикс24 удобен, когда нужно создать новый продукт: с помощью этого инструмента можно выстроить чёткий план и обозначить результаты, к которым нужно прийти.
В нашей компании процесс создания продукта выглядит следующим образом:
Список задач и их приоритета строится на пользовательских историях. Эти истории мы формируем на основе информации от заказчика о будущем продукте.
Заполнить бэклог можно напрямую во фреймворке: пополнять его может вся команда, но выбирать задачи в работу должен руководитель.
Для бэклога можно указать эпик — тему, контекст или большую цель.
Разработчики сначала определяют цель спринта, а затем выбирают, какие именно задачи будут выполнены в его рамках. В Битрикс24.Скрам задачи можно перетаскивать из бэклога. Спринту можно дать имя и указать его длительность.
В нашей компании в первую и, иногда, во вторую итерацию входят все необходимые задачи для реализации MVP — ранней версии продукта. В конце первого спринта формируется база и каркас будущего продукта. В течение второго спринта мы добавляем необходимую для работы MVP функциональность.
Руководитель следит за работой команды, используя разные инструменты Битрикс24.Скрам. Один из таких инструментов — диаграмма сгорания задач, которая помогает оценить как продвигается команда по задачам.
А диаграмма скорости помогает понять, как быстро команда работает.
В нашем отделе разработки один спринт обычно длится две недели.
Проведение митингов
Команда разработки ежедневно в конце рабочего дня проводит Scrum-митинги. Каждый из разработчиков отвечает на три вопроса:
- Что я сделал сегодня?
- Какие проблемы возникли?
- Что я сделаю завтра?
У нашего отдела разработки на это уходит в среднем 30 минут, а в классической схеме отводится 15. Мы увеличили время митинга, поскольку такая практика принесла нам лучший результат. Такая тактика проведения митинга показала большую эффективность на дистанции реализации проекта.
По результатам мы формируем отчёт о результатах работы команды за день и предоставляем его владельцу продукта. Кстати, в этом заключается отличие от классической схемы, так как этот механизм контроля разработки проекта наша команда добавила самостоятельно.
Окончание спринта
В конце каждого спринта все выполненные задачи собирают в единое решение, а тестировщик проверяет сценарии, которые стояли в планах. После этого вносятся финальные правки по выявленным багам или фиксируются к выполнению на следующей итерации.
Команда разработчиков проводит ретроспективу, во время которой владельцу продукта показываются результаты прошедшего спринта. На эту встречу отводится 1,5 – 2 часа. Таким образом можно зафиксировать, что команда движется в нужную сторону.
Как мы смогли успешно реализовать scrum-метод
Гибкая разработка подходит как для работы в офисе, так и для дистанционной работы. Важно помнить, что целью этой методологии является не сам процесс, а результат.
Каждый из элементов можно и нужно адаптировать в процессе, учитывая особенности вашей команды и вашей организации. Однако мы выделили основные составляющие успешного использования Scrum:
Самоорганизованные специалисты, которые обладают всеми необходимыми навыками, но могут выполнять разные функции, — залог успешной команды.
Доверительная атмосфера достигается благодаря специалистам, которые занимаются поставленными задачами в течение рабочего дня без постоянного контроля со стороны руководителя.
Важное правило ментального здоровья звучит так: «Специалист занимается рабочими задачами в рабочее время и не занимается принудительно задачами после его завершения».
В конце рабочего дня сотрудникам полезно уделять 15 минут на логирование результатов — кратко и ёмко описывать действия, выполненные в течение дня.
Составление ежемесячной отчётности — хорошая практика, когда нужно оценить, сколько времени было потрачено сотрудниками на рабочие задачи и дополнительные активности.
Эти пять факторов напрямую влияют на конечный результат, поэтому они реализованы в нашей команде разработчиков.
Каких результатов можно ожидать
Если взять scrum-методологию за основу гибкой разработки и грамотно соблюдать её принципы, можно ожидать роста показателей эффективности. Так произошло и в нашей команде разработчиков — даже после внесения ряда небольших корректировок в классический подход, показатели продолжили свой рост, дойдя до перспективных для нас значений на данном этапе развития компании.
Битрикс24.Скрам полезен не только для команды разработки, но и для маркетинга, отдела кадров, поддержки клиентов и других. С помощью фреймворка вы сможете наполнять бэклог, формировать спринты и проводить регулярные встречи.